“Миф о красоте” Наоми Вульф

Миф о красоте Наоми Вульф

Обложка к “Мифу о красоте”, англ. издание.

“Разумеется, мужчины не стареют красивее нас в физическом плане. Мы воспринимаем это именно таким образом, потому что привыкли воспринимать следы возраста на лицах женщин как изъян, а на лицах мужчин — как свидетельство индивидуальности. Но если бы мужчины призваны были служить «украшением», а период юности рассматривался бы как пик их привлекательности, то «выдающийся и знаменитый» мужчина средних лет выглядел бы в наших глазах шокирующе плохо.” (“Миф о красоте”)

Наоми Вульф написала отличную, хоть и очень мрачную книгу о том, как женщины порабощаются культом красоты. Безусловно, красота имела значение в истории и раньше. Но никогда прежде такие огромные деньги и мощь рекламной машины не были брошены на создание комплекса неполноценности у женщин при взгляде на недостижимую красоту отретушированных образов. Достижение нереалистичных пропорций “улучшенных” фотошопом красавиц из женских журналов для многих женщин стало “третьей работой” – после профессиональной деятельности и домашнего труда, от которого их до конца так и не избавили.

Красота женщины, трудно определяемая “ухоженность” стали дополнительным критерием при приеме на ряд работ. У мужчин такой критерий отсутствует.  Женщина-профессионал должна не просто достигать впечатляющих успехов, но и хорошо выглядеть.  Когда вы слышите о женщине-ученом или генеральном директоре, все равно пытаетесь оценивать, “следит ли она за собой”. Это требование нелепо, жестоко и отнимает время, необходимое для других дел. При этом требования к внешнему виду двойственны –   деловой вид, но не слишком сухой, привлекательный, но не слишком “сексуальный”. Сексуальность определяется зрителем, который готов ославить женщину шлюхой или уродиной при несоответствии ожиданиям.  Такая неоднозначность, текучесть изначально неправомерных требований вызывает невроз из-за своей расплывчатости, ведь виноватой всегда останется женщина. “Высокие каблуки, чулки, макияж, украшения, не говоря уже о волосах, груди, ногах и бедрах — все это уже давно получило статус порнографических символов, и судья, глядя на любую молодую девушку, может считать, что видит перед собой проститутку, к которой можно приставать, а глядя на женщину постарше, он видит старуху, которую не грех уволить.”

Косметические компании, а вслед за ними и общество сделало старение своеобразной концепцией первородного греха для женщин. То, что является естественным и неизбежным, – старость, у мужчин воспринимается как свидетельство опыта, у женщин же – катастрофой, разрушением “красоты”. Старая женщина – это, вроде бы, и не женщина, она некрасива, а значит бессмысленна внутри культа красоты, какими бы знаниями или способностями ни обладала. Вот что пишет об этом Вульф:

Теперь ни одна, даже совсем юная девушка не может считать, что ей еще слишком рано беспокоиться о позорных проявлениях женской некрасивости — возрасте и избыточном весе. Ведь они присущи ей от рождения и только ждут момента, чтобы стать заметными. Точно так же ни одна женщина средних лет не может забыть об этом проклятии. Реклама кремов от морщин и книги о диетах пользуются языком библейской притчи о блудном сыне, чтобы донести до женщин свое послание: несмотря на неправедную жизнь сбившейся с пути грешницы, ее никогда не оставят и ей никогда не поздно раскаяться. Никогда не бывает слишком рано или слишком поздно вспомнить о религии красоты, и нет такого момента в жизни женщины, когда она могла бы почувствовать себя свободной от чувства вины или позволить себе подавать другим женщинам плохой пример своим прежним неправильным поведением. Наглядным примером такой теологической уловки является «научно обоснованная» таблица компании Clinique, в которой категория «морщины на лице» подразделяется на «очень много», «несколько», «мало», «очень мало». Категории «нет» просто не существует. Не иметь дефектов — немыслимо и невозможно. Быть женщиной, даже если ты еще всего лишь девочка-подросток, уже означает быть ущербной. Нетрудно понять, как это влияет на объемы продаж.

Если вы думаете, что это поклеп, почитайте женские форумы, где 20-летние девушки рассказывают о том, как их “омолодил” anti-age крем.

Наоми Вульф рассматривает культ красоты как ответ на достижения феминизма.  В США  (а культ красоты весь мир перенял именно оттуда) во время Второй мировой войны женщины заняли места мужчин, ушедших на фронт, и правительство было крайне обеспокоено тем, что вернувшиеся с войны воины не найдут себе места. Поэтому сразу после окончания войны пошла в ход яркая пропаганда женственности – война окончилась,  теперь можно побросать работы, надеть красивые платья, взять в руки помаду и отдаться домашнему труду.  Это давление было весьма сильно, многих женщин уволили, хотя многие из них не горели желанием возвращаться внутрь четырех стен. Культ красоты должен был показать женщинам “их место”.

С тех пор женщины окончательно ворвались на рабочие места, в университеты, они начали зарабатывать, научились быть независимыми,  и теперь сложно навязывать сказки о необходимости предельной зависимости в браке или жизни в доме. Однако культ красоты живет, крепнет, он подрывает уверенность женщин в себе, отнимает у них время, фактически оскопляет их, не давая ощущать себя желанными и свободными, если они не похожи на отретушированную фотомодель (а они никогда на нее не будут похожи, потому что это невозможно). Да что уж тут говорить, если я сама недавно видела в женском журнале совет “поменьше улыбаться и смеяться, так как от этого бывают морщины”.

Главными проводниками культа красоты являются реклама и журналы. Косметические концерны, производители продуктов для похудания и клиники эстетической медицины зарабатывают на женских неврозах, которые сами же и порождают, неимоверные деньги. Они не только отбирают у все еще зарабатывающих меньше, чем мужчины, женщин заработки за продукты, которые ровным счетом ничего не делают (anti-age косметика, бесконечные шампуни, “восстанавливающие” волосы, и проч), но и насаждают бесконечное чувство вины и собственной неполноценности у вполне нормальных женщин. Журналы для женщин не являются журналами в полном смысле этого слова. Это рекламные каталоги с каким-то минимумом облегченной информации о развлечениях. Эти журналы живут исключительно за счет денег косметических концернов, поэтому они не могут писать о продуктах правду. И этого не делают, настоятельно печатая панегирики подтяжке лица или брендовым шампуням за 2000 рублей с составом за 200.  Некритическому восприятию очередных элексиров красоты сопутствует и бесконечная обработка женщин, и недостаточный уровень просвещения. Уверенная, что получить любовь можно только будучи красивой, женщина готова на многое, чтобы испробовать очередной beauty-продукт. Даже сейчас, в кризис, beauty-журналы позволяют себе крайне низкие по сравнению с журналами других тематик цены – это происходит потому, что они полностью зависят от отчислений косметических компаний. Цены поддерживаются на низком уровне, чтобы реклама достигала женщин, чтобы они продолжали покупать кремы и делать подтяжки лица. А кроме рекламы в журналах ничего нет.

Помимо рекламы и создания образа “настоящей женщины” (предполагается, что вы – ненастоящая) в ход идет активное ретуширование, стирание любых следов возраста. В итоге женщины просто не видят, как нормально стареют другие “иконы стиля”. “По мнению Хейн, современные читательницы понятия не имеют о том, как в действительности выглядит на фото лицо 60-летней женщины, потому что на журнальных страницах она выглядит не старше 45 лет. «Еще хуже то, что 60-летние читательницы, глядя на себя в зеркало, думают, что выглядят слишком старыми, потому что они сравнивают себя с лицом, которое улыбается им с журнальной страницы». Фотографии тел моделей тоже часто подправляются. Уже много лет женские журналы используют компьютерные графические программы, позволяющие подделать фотографическую реальность. Женская культура представляет собой сфальсифицированную и испорченную среду.”

Журналы, осознанно или нет, должны формировать мнение, что выглядеть на свой возраст плохо, потому что свои $650 млн прибыли они получают от людей, которые обанкротились бы, если бы следы прожитых лет никого не беспокоили.

Стирание возраста с лиц женщин имеет такую же политическую подоплеку, какую имела бы повсеместная и общепринятая практика осветлять цвет кожи всех положительных образов афроамериканцев. Это создавало бы такую же негативную оценку черного цвета кожи, какую сейчас создает искусственное стирание возраста на фотографиях применительно к ценности женской жизни: чем меньше лет, тем лучше. Стирать возраст с лица женщины — это все равно что стирать ее личность и индивидуальность, ее силу, историю ее жизни.

Существует масса свидетельств тому, что большинство уходовой косметики – это большой обман, а та,

Миф о красоте Наоми Вульф

Обложка книги “Миф о красоте”, русское издание

которая действует, и близко не обладает таким эффектом, какой обещают косметологические компании. Сейчас найти информацию как по составам, так и по принципам работы можно гораздо лучше, есть даже блоги косметологических химиков, где они отделяют зерна от плевел и разъясняют, как не стать жертвой активного промывания мозгов. Например, блог http://thebeautybrains.com/. Но это не мешает концернам продолжать зарабатывать миллионы на запугивании женщин, готовых раз пять в день применять бесконечное число разных мазей, сывороток и прочего, чтобы спастись от неизбежного.  Наоми Вульф дает несколько весьма впечатляющих цитат от самих работников индустрии: “Бадди Уэддерберн, биохимик из Unilever, говорит: «Эффект от втирания коллагена в кожу незначителен… Я не знаю ничего, что могло бы проникнуть глубоко под кожу, и, конечно же, ничего, что может остановить образование морщин». Анита Роддик, работающая в сетевой компании, которая производит средства по уходу за кожей Body Shop, заявляет: «Не существует средства для местного применения, нанесение которого может избавить от глубоких морщин, вызванных горем или стрессом… Не существует ничего, абсолютно ничего, что поможет выглядеть моложе своих лет». А Антея Дисней, редактор женского журнала Self, добавляет: «Мы все знаем, что не существует ничего, что могло бы помочь человеку выглядеть моложе». И наконец, Сэм Сугияма, соуправляющий Shiseido, заключает: «Если вы хотите избежать старения, вам надо жить в космосе. Иного способа добиться того, чтобы у вас не появлялись морщины, после того как вы покинули материнское лоно, нет».

«Некоторые мои коллеги, — признается Клигман, — говорили мне: “Все-таки женщины тупые! Как они могут покупать всю эту дрянь? Образованные люди, которые учились в Кембридже, Оксфорде, Сорбонне, — что на них находит? Почему они идут в Bloomingdale’s и отдают по $250 за эту ерунду?”»

Наоми Вульф считает культ красоты закономерным ответом на феминистические победы. Женщины подняли головы и начали властно вторгаться в “мужской мир”. Культ красоты – это ответ на это наступление, инструмент, с помощью которого патриархальный мир  заставляет женщин продолжать тратить свое время на разную чушь, подрывает их веру в себя, не дает им раскрывать собственную сексуальность.  Несмотря на наличие множества сексуальных образов, женщин с голым телом и грудью, мы нигде не увидим изображение предмета, который интересен женщинам – изображения полового члена запрещены.

В ситуациях, когда показ мужского полового члена был бы просто немыслим, демонстрация женской груди считается вполне допустимой, потому что грудь — это «совсем не то», что пенис или женские половые органы. Тем не менее мужчина с обнаженным торсом воспринимается совсем иначе, чем женщина, потому что у мужчин нет частей тела, которые можно было бы рассматривать в качестве аналога женской груди. Но если мы подумаем о том, что женские гениталии, в отличие от мужских, скрыты самой женской физиологией, а женская грудь, в отличие от мужской, физиологически «открыта», на это можно посмотреть под совсем иным углом зрения: в таком случае женская грудь в смысле «уязвимости» соответствует мужскому пенису, поэтому практика выставления напоказ первой и сокрытия второго защищает мужское тело, а женское, напротив, делает незащищенным.

Кстати, тут хочется заметить, что показ груди поощряется исключительно в качестве эротического объекта. Изображение матери, кормящей грудью, или врачебные инструкции по поиску опухоли в женской груди вызывают массу порицания, потому что это “неправильные” изображения. Это подтверждает тезисы Вульф.

Но самыми, наверное, болезненными и тяжелыми для чтения в “Мифе о красоте” являются главы, в которых Вульф рассматривает анорексию, похудание и косметические операции. Культ красоты – это культ боли, приучающий женщину страдать. Вы ведь и сами слышали, наверное, расхожее “Красота требует жертв”? Нет, жертвы никому не нужны, а тем более здоровой женщине, поддавшейся на рекламу и начинающей изнурять себя рвотой, блокадными диетами и тратящей остатки времени после работы на тупой бег по дорожке.  Причем Вульф приводит интересные факты о том, что серьезное голодание притупляет мозговую деятельность. Женщина зацикливается на еде и подсчете калорий, ей мало что интересно. Вот, например, интересный эксперимент, проведенный на мужчинах и приводящий к такому же результату:

В академическом исследовании, проведенном в университете Миннесоты, 36 добровольцев были посажены на продолжительную низкокалорийную диету, и «ее психологические, поведенческие и физические последствия были тщательно задокументированы». Участниками эксперимента были молодые, здоровые, «сильные личности, демонстрирующие эмоциональную стабильность и высокий уровень развития интеллекта». Они начали шестимесячный цикл, во время которого их рацион питания был уменьшен вдвое, что является обычной практикой, используемой женщинами для снижения веса.

«После того как испытуемые потеряли 25% своего изначального веса, начали проявляться негативные последствия голодания». Участники эксперимента «становились все более озабоченными вопросами, связанными с едой и питанием, до такой степени, что они не могли не думать обо всем, что имеет хоть какое-то отношение к еде, начали собирать рецепты и кулинарные книги и демонстрировали аномальное поведение во время приема пищи, такое, например, как чрезвычайно медленное пережевывание и утаивание предметов, имеющих отношение к еде». Затем в результате голодания большинство из них «начали страдать от той или иной формы эмоционального расстройства, в частности, от депрессии, ипохондрии, истерии, вспышек ярости, а в некоторых случаях и дезорганизации, доведенной до уровня психоза». После этого они теряли способность работать и функционировать в обществе из-за апатии, отсутствия энергии, чувства отчужденности от людей и снижения интереса к сексу. В конце концов «спустя несколько недель после уменьшения количества принимаемой пищи» они сообщали о сильных приступах голода, а также о безудержном желании нарушить установленные диетой правила. Некоторые не выдерживали и начинали объедаться, после чего их рвало, и они начинали осуждать себя. Неуемный голод не проходил даже после сытной еды во время выхода из голодания.

Некоторые испытуемые «ели не переставая и никак не могли остановиться, в то время как другие проходили через циклы обжорства и рвоты, которые они были не в состоянии контролировать». Добровольные участники эксперимента «начали бояться выходить на улицу, за пределы клиники и за рамки эксперимента, где они могли подвергнуться искушению съесть то, от чего согласились отказаться… Если они не выдерживали и поддавались искушению, то потом истерично признавались в содеянном, находясь на грани сумасшествия». Они стали раздражительными, постоянно находились в состоянии нервного напряжения, все время чувствовали усталость и много жаловались. «Они не могли отделаться от ощущения, что их преследует какая-то зловещая сила». Некоторым из них врачи были вынуждены прописать транквилизаторы.

Участниками этого эксперимента были совершенно нормальные здоровые мужчины, студенты колледжа.

Наоми Вульф

Наоми Вульф.

Все это многие женщины проделывают над собой сами, что не означает “добровольно”.  И ладно еще, если речь идет о сбросе веса в ситуациях, когда он явно превышен и вредит здоровью. Но масса женщин, едящих по листику салата в день, – это молодые, стройные девушки, чье сознание полностью находится во власти мифа о красоте. Красивые губы, красивый макияж, красивая одежда – все эти бесполезные вещи, превращающие женщину в куклу, заменяют действительно важные вроде творчества, исследований, личного роста. Через миф о красоте женщину снова запирают в гинекее, где она бесконечно эпилирует каждый участок своего тела и часами делает бесполезные маски для лица.

Миф о красоте тесно связывает с болью лицевая хирургия. Масс-культура очень сильно эксплуатирует в кино, литературе, музыкальных видео образ подчиненной, насилуемой или истязаемой женщины. Художественный torture-porn с бесконечными убиваемыми женщинами стал завсегдатаем кинотеатров, в итоге образ сексуальной девушки, которой якобы должна быть каждая женщина, одновременно ассоциируется с бесполезной, глупой куклой, которую так приятно ломать. Это облегчает насилие над женщиной. Но косметическая хирургия делает боль и мучения неотъемлемой частью женской жизни. В женских журналах не пишут о том, как долго заживает и гниет лицо, в них не сообщают о побочных эффектах операций, которыми ныне полон интернет.  Реклама лишь тиражирует счастливые лица смеющихся женщин, отдающих бешеные деньги за красоту, которая никогда не сделает их счастливыми. Наоми Вульф приводит разговор хирурга и женщины на операционном столе. “Мне больно”, – жалуется она. “Нет, это не больно”, – отвечает врач.  Тут можно еще подумать над тем, насколько огромная разница между врачом, который лечит больного, и эстетическим хирургом, который может найти изъяны в любом здоровом теле, т.е. “лечащим” здоровых.  Можно пойти дальше и посмеяться над фотографией корейского конкурса красоты, где все конкурсантки после операций плохо отличимы друг от друга. Но нужно признать, что это нагнетение страха перед неизбежным старением и перенаправление энергии женщины с творческого русла на попытки соответствовать нереалистичным идеалам вредны и разрушительны.

Наоми Вульф называет стандарты красоты “железной девой”. Снаружи на этом орудии пыток в насмешку изображалась привлекательная женщина, но внутри ящик был полон шипов, которые вонзались в плоть, когда крышку закрывали.  Бизнес, приносящий создателям миллионы, не откажется от источника прибыли так просто, но вы можете не потакать ему. Будьте творческими,  здоровыми, свободными женщинами, не позволяющими навязывать  им чужие ожидания.

Share Button
Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *