На курсе “Понимание видеоигр” на coursera.org в качестве дополнительных материалов указали книгу “Игры и люди” Роже Кайуа, где он дает интересную классификацию игр. Курс и сам по себе любопытный, потому что лекторы относятся к компьютерным играм как к предмету для изучения, искусству и забаве одновременно. Вот, например, ссылка на разбор Portal от Valve с отсылками к Лакану и эксперименту Мильграма(англ). “Кайю дю синема” про игры: http://gamestudies.org/1202/ (англ). Книга Кайуа оказалась весьма занимательной. После краткого введения в теорию стало понятно, почему мне не понравился Homo Ludens Хейзинги, ведь в его интерпретации основой культуры являются соревновательные игры, а они довольно сильно интегрированы в реальность. Стремление к победе как к самоцели опрощает игру.
В курсе Хейзинге противопоставляют подход Кайуа, который считал, что если игра предполагает реальный профит, это работа, а не игра. Игры не обязательно должны быть соревновательными. Он выделяет четыре типа игр:
- agon – игры, основанные на соревновании, конфликте. Пример – спортивные игры, гонки, PvP;
- alea – азартные игры, основанные на удаче;
- mimicry – симуляции и различные “вживания” в персонажей/миры/проч. пример – RPG, настольные игры, карнавал;
- illinx – весьма неожиданная категория “головокружение”, куда Кайуа относит кружение детей, дервишей, карусели, экстремальные аттракционы, связанные с потерей ориентации в пространстве, скоростные гонки, проч. В широком смысле illinx – это “опьянение и упоение, стремление к экстазу, желание пережить сладостную панику”.
Далее Кайуа рассматривает мир с интересной перспективы, рисуя все происходящее как комбинацию из четырех видов игры, которые в обществе становятся правилами, т.е. “социальными играми”, лишенными гибкости и возможности выхода из них. Азартные игры Кайуа видит логично вытекающими из маленькой социальной мобильности, которая сопровождает человеческую жизнь. Говоря проще, крестьянин не станет королем, а рабочий Уралвагонзавода – депутатом. Такое возможно для считанных единиц, остальные окажутся за бортом. Жизнь (особенно с точки зрения американского кинематографа) – это соревнование, agon, в котором слишком трудно победить. Азартные игры обходят существование каких-либо заслуг, это насмешка над заслугами, и потому они всегда привлекают тех, кто разочаровался в соревнованиях. Вот как описывает это Кайуа:
“В противоположность agon’у (соревновательным играм), alea (азартные игры) отрицает труд, терпение, ловкость, квалификацию; в ней упраздняются профессиональное умение, регулярность, тренировка. В ней мгновенно отменяются всех их результаты. Судьба здесь либо всецело враждебна, либо абсолютно милостива. Удачливому игроку такая игра приносит несравненно больше, чем может принести целая жизнь, проведенная в труде, дисциплине и усталости. Она представляет собой какую-то наглую и властную насмешку над личными заслугами. От игрока здесь требуется настроение диаметрально противоположное тому, какое он выказывает в agon’е. Там он полагался только на себя; здесь же он полагается на что угодно, на мельчайшую примету, на малейшую внешнюю черту, которую он тут же принимает за знамение или предостережение; на любую замеченную им особенность – на все, кроме себя самого.”
Современное общество, как и современные компьютерные и прочие игры, комбинирует различные типы. Кайуа рассматривает в книге комбинации, которые находит продуктивными. Самый простой пример – комбинация соревновательных и азартных игр (бридж, покер, проч) или комбинация “мимикрии” и “соревнования” в различных зрелищах на экране и так далее. Составленная им таблица выглядит так:
Он считает, что игра как набор правил, действующих только внутри какой-то территории/ситуации и соревновательный элемент в играх создают цивилизацию такой, как мы ее знаем. Грубо говоря, демократические государства – это полигон для соревновательной деятельности с реально низкой мобильностью для большинства, что создает огромные пространства для “мимикрии” за счет культа звезд, эскапизма, проч. и alea – азартных игр, в которых люди проматывают свои гроши. Переход к комбинации agon-alea Кайуа видит как большой шаг вперед по сравнению с древними обществами, в которых доминировала маска, шаман, экстатическое откровение, т.е. mimicry-illinx.
Вот слова Кайуа на этот счет:
“Первобытные общества, которые я буду называть хаотическими, будь то в Австралии, Америке или Африке, – это такие общества, где в равной мере царят маска и одержимость, mimicry и illinx, и наоборот, инки, ассирийцы, китайцы или римляне являют собой упорядоченные общества, где есть административные органы, определенные жизненные поприща, кодексы и таблицы результатов, контролируемые и иерархически соотнесенные привилегии, где главными и притом взаимодополняющими элементами социального механизма выступают agon и alea, т.е. в данном случае заслуга и происхождение. В отличие от обществ первого типа, это общества бухгалтерские. В обществах первого рода симуляция и головокружение, или, если угодно, пантомима и экстаз, как бы обеспечивают интенсивность и тем самым сплоченность коллективной жизни, тогда как в обществах второго рода, напротив, общественный договор представляет собой компромисс и имплицитный расчет между наследственностью, т.е. случайностью, и способностью, предполагающей сравнение и состязание.”
“Игры и люди” написаны легко и доходчиво. Что же касается современных компьютерных игр, то они эволюционировали иначе – от строго соревновательных, с четко, до шагов определенным геймплеем, до более хаотических, где можно вообще ни с кем не соревноваться, а выступать в роли исследователя или зрителя. Мне соревновательная часть в играх не кажется обязательной, хотя поединки с другими игроками являются неотъемлемой частью развлечения. Строго говоря, даже преодоление препятствий необязательно является условием современной видеоигры, они могут быть путешествием, исследованием, а не схваткой. Я PvP воспринимаю как элемент приключения, как самоцель это не прельщает, хотя азарт подстегивает. Наверное, поэтому мне так нравится Left, ведь там элемент спайки команды приятелей важнее соревновательного элемента (хотя это кому как, конечно. Они там оба важны). А Кайуа почитать стоит.
Вот здесь можно скачать: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2763785 Даже продается, надо же, – http://www.labirint.ru/books/128715/