Энн Леки “Слуги правосудия”

После батхерта от статьи Зилича «Красная свадьба научфанта: что случилось с премией Хьюго в 2015 году», где он весьма вольно обошелся с фактами, я решила написать про победителей и часть номинантов Хьюго за последние 5 лет, чтобы аргументация была железной, и предложила ему тоже включиться в челлендж. =) Первой книгой в расследовании стали «Слуги правосудия» Энн Леки, победившие в 2014 году в номинации «Лучший роман». И книга меня совершенно околдовала своей холодностью, прозрачностью, пустотой и пучком идей.

Надо сразу заметить, что это не единственный трофей Леки, – в прошлом году «Слуги правосудия» получили и Хьюго, и Небьюлу, и премию Артура Кларка, и Локус одновременно. Это особенно впечатляет в сочетании с тем фактом, что роман у неё дебютный. Правда, нельзя утверждать, что Леки написала его совсем с нуля, – в течение нескольких лет до этого она опубликовала немало фантастических рассказов в журналах вроде Realms of Fantasy и сама была редактором фантастического онлайн-сайта, но успехов ей это не принесло. В итоге Леки родила двоих детей, занялась домашним хозяйством, а в фоне продолжала писать, что и привело ее к успеху.

Хороший урок для тех, кто быстро сдается.

Как рассказывала сама писательница в одном из интервью, «Слуги правосудия» родились из черновика, который она написала в National Novel Writing Month, онлайн-проекте, в рамках которого за месяц нужно придумать 50 000 слов. В течение шести лет Леки дополняла и изменяла этот черновик, а также поучаствовала в Clarion West, шестинедельном воркшопе для писателей, который придал ей нужное ускорение.

Но Леки не остановилась на достигнутом: второй роман из серии оказался в номинации Хьюго за 2015 год, а завершающий томик трилогии появится уже в этом октябре.

Энн Леки и ее награда.

Энн Леки и ее награда. А чего добился ты?

Если говорить о тексте как таковом, то «Слуги правосудия» и впрямь впечатляющий роман. На одном из уровней он является холодным, сдержанным триллером, а на другом — фрактальной феерией из множества личностей, прихотливо переплетенных друг с другом (что-то вроде «Квантового вора» Ханну Рааниеми).

Главная героиня романа – космический корабль «Справедливость Торен» – является частью империи Радчааи. Империя поглощает планету за планетой в ходе аннексий. Во время аннексии всех сопротивляющихся уничтожают или используют как тела-переносчики для копий сознания завоевателей и их кораблей, а оставшихся делают полноценными гражданами империи. Космические корабли радчаай существуют на протяжение веков и представляют собой сложный искусственный интеллект, наделенный своеобразными чувствами (чувства ускоряют выбор, т.к. отпадает нужда перебирать миллиарды возможных сочетаний).

Кроме этого у кораблей есть «дополнительные компоненты». Говоря проще – дополнительные человеческие тела, в которых находится копия сознания корабля. Все сознания связаны между собой, т.е. корабль за счет такой «периферии» может находиться дополнительно в сотне разных мест, решая возникающие в ходе аннексии проблемы, – от отглаживания рубашки капитана до казни преступников. Помимо этого корабли общаются между собой и находятся на связи с капитаном и офицерами, осознавая их психическое состояние и основные показатели здоровья.

Главная героиня Брэк – это тело, оставшееся после уничтожения самого корабля и множества других «дополнительных компонентов». У нее больше нет «тела» корабля, но остается его сознание, и это сложный набор для адаптации. Кроме этого у нее есть цель – такая же неординарная, как она сама.

«Слуги правосудия» рассказывают историю в двух частях, в настоящем и в прошлом. В первой части Брэк ищет оружие, чтобы убить Лорда Радчааи, и заодно обнаруживает пробужденного из анабиоза капитана, который так тяжело переживает произошедшие за столетия его сна изменения, что обдалбывается кефом и едва не замерзает в снегах. Во второй части мы наблюдаем прошлое «Справедливости Торен» и ее капитана, разворачивающееся во время аннексии одной из планет и разъясняющее мотивы героев.

Роман Леки в первую очередь поражает глобальным изменением восприятия, которое возникает при использовании широкой «периферии» человеком. Каждая из проблем героев невероятно масштабна, это тебе не подростковые невзгоды. Герои многомерны, причем в буквальном смысле, – у каждого из них много тел или сознаний, все они служат инструментами, расширяющими восприятие. Сложно представить себе ощущения капитана корабля империи, который, очнувшись, понимает, что все разговаривают на другом диалекте, массы подчиненных «вспомогательных элементов» больше нет, а его уважаемый род за долгие годы был просто-напросто поглощен другим.

Но еще сложнее представить рассинхронизацию обмена данных между сетью тел, в результате которого половина из них замышляет предательство против другой половины. “Слуги справедливости” отлично работают и как детектив, ведь вначале мы понятия не имеем, куда и зачем так стремится Брэк и почему корабль уничтожили.

Оригинальная обложка к «Слугам правосудия».

Самый же главный плюс романа Леки – его холодность. Наряду с проявленной технической изобретательностью эта холодность главной героини великолепно работает на кульминацию романа, когда роли участников переворачиваются.

Интересно обращается Леки и с полом героев – для корабля, как вы понимаете, пол людей не слишком важен. Кроме того за сотни лет “Справедливость Торен” сталкивалась с массой инопланетных культур и видов, в каждой из которых половые различия неодинаковы, а в тысячах известных ей языков род существительных и глаголов либо присутствует, либо нет. Поэтому Брэк не слишком много внимания уделяет разнице полов и называет всех «она» (ship, корабль – это женский род на английском). Вот как это объяснено в романе:

Радчааи не слишком озабочены проблемой пола, и в языке, на котором они говорят, — моем первом языке — род вообще не находит отражения. Язык, на котором мы говорили сейчас, имеет категорию рода, и я могу нажить неприятности, используя неверные формы. Делу отнюдь не помогало то, что ориентиры, по которым можно определить пол, от места к месту разнились, подчас кардинально, и очень редко были мне хоть немного понятны. (из романа)

В итоге в романе появляются смешные предложения вроде «Она погладила густую бороду», после чего понимаешь, что без рода в тексте мы чувствуем себя, мягко говоря, непривычно. Зарубежная фантастика в отличие от русскоязычного фанта давно выросла, она не решает задачу развлечения читателя (это само собой подразумевается), она ищет неожиданные срезы мира.

Именно поэтому среди номинантов и победителей Хьюго часто встречаются работы, экспериментирующие с языком, вроде «Посольского города» Мьевиля или заслуженного «Вавилона-17» Дилэни.

«Слуги правосудия» хороши тем, что делают это походя, просто за счет особенности искусственного интеллекта. Можно вспомнить эксперименты и покруче – например, «Кровь электрическая» Кэндзи Сиратори, написанная как листинг кода, но Леки добивается своего, не заставляя мозг вскипать. Ее текст прост при навороченности концепций, а это признак мастерства, за которое ее и наградили.

Так что люди, разыскивающие в романе половые проблемы идентификации LGBT, останутся сильно разочарованными – их там нет. А вот что есть, так это неординарная love-story между кораблем и капитаном, совершенно невозможная и скорее подразумеваемая, чем явно подчеркнутая. И сделана она дико круто, просто хочется присвистнуть от восторга.

Самое же удивительное во всем этом то, что первый том трилогии Леки издан на русском, так что вы можете оценить новинку сами. Обычно изданий победителей премий приходится ждать очень долго.

Share Button
Bookmark the permalink.

2 Comments

  1. Pingback: Дыбовский и люди - Блог Мор

  2. Pingback: NaNoWriMo: как написать роман (черновик романа) за 1 месяц - Блог Мор

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *