Хиллари Реттиг “Писать профессионально”

Я не люблю книги о том, как писать книги,  потому что они портят начинающих писателей и лишают их дерзости. Такие книги можно прочитать, когда у тебя за плечами уже набор работ, чтобы встретиться с чужим опытом и проанализировать свой.  Но среди бесполезного тренерского “гоу-гоу” есть и полезные материалы. Например, очень хороша книга “Анатомия истории” Труби, который борется с идиотской трехактной системой,  или забавные заметки о преодолении писательского блока от Виланд. “Писать профессионально” Реттиг   будет полезна тем, кто хочет стать коммерческим писателем, т.е. человеком который конвейерно пишет книги и хочет делать это эффективно. Она не пускается в рассуждения об облачках и предназначении, а “пишет профессионально” =) Например, она сразу говорит, что у прокрастинации писателей может быть реальная причина – и помогает быстро понять, есть ли она, или нужно приучать себя к работе.

Но в мой конспект попали ее высказывания о перфекционизме. Я ненавижу перфекционизм, потому что он ломает людям жизнь. Если бы я знала об этом раньше, то могла бы написать гораздо больше книг. Сколько бы всего хорошего могло быть сделано, если бы люди не пытались достигать идеала, который существует лишь в их голове и никому не понятен, не сравнивали себя с кем-то из великих, не погрязали в страхе, а просто делали что-то свое. У многих страх не создать нечто великое и значимое так огромен, что они вообще не начинают ничего делать. А ведь у них могло бы получиться что-то пусть и не великое, а любопытное, а сами они бы в процессе многому научились. Реттиг об этом отлично знает:

“Максимализм означает, что даже ряд удачных событий будет расценен как провалы, потому что согласно критериям перфекциониста эти удачные события не являются стопроцентным успехом. Такое отношение к делу лишает человека мотивации ”

“Грандиозная самооценка — признак любителя. Профессионал уже знает, что успех, как и счастье, приходит в качестве побочного продукта работы. Профессионал концентрируется на работе, и ему все равно, получает он награды или нет.”

Также она говорит то, что для зарубежных писателей уже давно аксиома, – что писатель должен быть сам себе маркетологом, как это ни гадко звучит для гуманитария.  Издательства занимаются флагманами, приносящими им основной доход, но все остальные писатели, и замечательные, и не очень,  выбрасываются в пустоту. Никакой рекламы, а как же еще аудитория обнаружит вас в бескрайних просторах интернета? Могу сказать от себя, что простое издание книг дает гонорар – и только, оно кидает книги в пустоту. Над решением этого вопроса писатель должен работать сам. Реттиг касается этой темы,  но фактически либо базовый маркетинг осуществляет сам автор, либо ему нужен ассистент, который займется формированием аудитории. Но об этом лучше расскажут книги по маркетингу  – вот, например, статья от Reedsy. Маркетинг отнимает огромное количество времени от собственно процесса написания текста, а если вы пишете в любом жанре, то формировать стратегию будет почти невозможно, так что совет Реттиг – если можно, делегировать это спец-человеку.

А теперь несколько цитат.

“«Если мне это ничего не стоило, значит, не получилось ничего хорошего» — примерно так думает перфекционист. Трудно представить себе более разрушительный подход. Информация о том, что питательная среда для перфекционизма — мания величия, ошарашивает перфекционистов. Ведь они привыкли думать, будто их проблема в низкой самооценке. Но именно мания величия вызывает чувство стыда и низкую самооценку. Она заставляет ставить цели и выбирать условия, которым писатель не может соответствовать.”

“Неосознанность. Перфекционисты склонны писать бессознательно — они действуют автоматически. Продуктивные же писатели работают осознанно. Это не значит, что они не окунаются в работу с головой — зачем им лишать себя такого удовольствия! Но они осмысленно подходят к писательскому процессу, применяют специальные методы, знают, что им подходит, используют информацию, чтобы принимать обдуманные решения, которые способствуют успеху”

“Если вы не можете взяться за что-то внутри проекта, то сделайте что-то связанное с ним: напишите заметки, планы, наброски, займитесь редактированием — подойдет любой вариант”

“Время — самый ценный ресурс. Всегда ищите, во что вложить время, а не как его потратить. Дела, в которые вы вкладываете свое время, — это то, в чем вы будете преуспевать (остальные вряд ли получат серьезное развитие).”

“«Что, если у вас творческий кризис?» (Это любимый вопрос.) Я отвечаю: «Я даже не испытываю кризисов как таковых, потому что по своему желанию переключаюсь с одной задачи на другую. Если я устал от одного проекта, то просто перехожу к тому, что в данную минуту мне интереснее».”

“Привнесите в писательский процесс элемент физической деятельности. Некоторые писатели улучшают свою продуктивность, изображая сюжет книги в виде цветной схемы или составляя план проекта. Другие занимаются скрапбукингом, наклеивая в альбом картинки (из журналов и так далее), связанные с персонажами и обстановкой, в которой они действуют. Я всегда удивлялась тому, как легко удавалось найти решение, просто распечатав написанное, разложив листы на большом столе и поработав с ними по старинке — с карандашом, ножницами и клеем в руках (вырезать — вклеивать). “

Share Button
Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published.