“Первому игроку приготовиться” Эрнст Клейн

Ready player one

Ready player one

Удивительно тепло-ламповая штука для гиков-геймеров, повернутых на восьмидесятых. В России вышла вот с такой обложкой,  но это не должно вас пугать. Текст – это как Кори Доктороу по простоте изложения, но с удвоенной няшностью внутри – кучка школьников ищет пасхальное яйцо в разветвленной виртуальной реальности O.A.S.I.S  с помощью оставленных подсказок, а за ними по пятам следует безликая, злобная корпорация, желающая заполучить приз. Время действия – будущее, в котором большинство ресурсов закончилось, реальность печальна, большинство людей находят отдушину в огромном вирт-мире. Никого не волнует, кто будет президентом. Всех интересует, кто будет управлять “Оазисом”. Его основатель и владелец Холлидэй, обладатель миллионов, плохо контактирующий с людьми, умирает, но после его смерти в сети появляется ролик с туманными подсказками о том, где искать “ключи”, которые приведут к главному призу и сделают нашедшего властелином O.A.S.I.S.  Все, что нужно знать, чтобы разгадать загадки, – это вещи, которыми увлекался Холлидэй, а он был типичным гиком. Все люди ринулись изучать восьмидесятые, заучивая каждую песню, игру или фильм, которые упоминал в дневнике Холлидэй, но пять лет подряд никто не добился особенного успеха. Пока Уэйд Уоттс, обычный школьник, не сообразил, что делать. Но когда на кону такие огромные прибыли, корпорации пойдут на все, чтобы обойти игроков.

Думаю, что для любого геймера все описанное окажется настоящим бальзамом. Клейна не назовешь стилистом, он прост, как палка, но его интонация, отчаяние, смешанное с веселым азартом, очень доставляют. Именно эта смесь, соединение полной безнадеги в реальности, рисуемой парой мрачных мазков, и яростного, нескончаемого желания выиграть очень цепляет.  Уэйд знает наизусть “Леди-ястреб”, сериалы восьмидесятых и целую пачку упоминавшихся Холлидэем игр. Он несколько лет поряд живет только этим. Как он сам говорит, вы не представляете, сколько всего можно выучить, если не иметь личной жизни. Когда люди проверяют, стоят ли друг друга, цитируя старое кино, – это одновременно глупо  и все же мило. Когда я была младше, так и делала, цитируя “Apocalypse now” или фильмы Тарантино. Книг, настолько похожих на старые фильмы про хакеров, очень мало. Группа школьников противостоит лживой и алчной корпорации, вливающей в битву все возможные средства, и ты начинаешь отчаянно болеть за  кучку молодых неудачников, потому что безликие дельцы никогда не станут столь же приятны, сколь нелепо влюбляющиеся пацаны  или виртуозные девушки-игроки. “Первому игроку приготовиться” формально книга для подростков, однако все отсылки – от Joust до Zork,  от фильмов Джона Хьюза до антологии Годзиллы – предназначены для тех, кто уже покрылся морщинами, но все еще помнит об этих древностях, для таких же стареющих гиков, как Холлидэй. Мир катится в ад, но конфликт личности против корпораций все еще работает. Эрнест Клейн был изумлен успехом своей книги (а она более чем нашла своего читателя), но удивляться здесь нечему – чем хуже становится реальная жизнь, чем больше вещей запрещается и чем меньше пространства для проявления благородства, тем более будут популярны игры и вирт.вселенные. Для кого-то они символизируют отдых, для кого-то – общение,  кто-то просто зависает там, неудовлетворенный тем, что предлагает жизнь, и это одновременно убийственно и здорово. Как в книге Клейна, когда игра переходит в плоскость реальности, люди гибнут, виртуальному отряду приходится познакомиться друг с другом, фрустрируя и открывая реальные лица, но стоит совершенно не похожим на аватары людям начать шутить и разговаривать, щиты разбиваются.

А еще здоровские обложки к книге сделали:

Share Button
Bookmark the permalink.

One Comment

  1. Pingback: Обложки к "Трилогии фехтовальщика" Паркера - Heresy Hub

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *