“Король терний” Марк Лоуренс

 

Король терний Марк лоуренс

Обложка к “Королю Терний” Марка Лоуренса

“Это мое время.
Если вас это оскорбляет –
Остановите меня” 

 

Черное фэнтези, переполненное чудовищными преступлениями и сарказмом? С интонациями, навеянными “Заводным апельсином” Берджесса? Смесь старого-доброго ультранасилия вместе со странным обаянием веселой аморальности и нотками пафосного dark fantasy поистине будоражит. Условное средневековье, где все положительные герои обречены, а отрицательный герой будет эволюционировать, разбивая сердце? Повествование, в котором клише темного фэнтези будут одновременно люто использованы и порваны в клочья, а подростковый максимализм доведен до вызывающего безумный восторг абсурда? Да, все это “Король терний”. Можно воспринимать трилогию как пародию на Аберкромби, но на деле “Король терний” содержит в себе настолько мощный романтический заряд, что я впервые за долгое время вспомнила, как это, – понимать, что сотканный из букв образ  тебя заводит. Что дерганый подонок Йорг вызывает желание его увидеть. Издалека, конечно, ведь не хочешь же ты быть насаженным на кол ради веселья. Вся трилогия хороша, но второй том – это ее венец. Ко всему прочему в оригинале у него блестящая аннотация:

“Армия шести наций в двадцать тысяч человек ндавигается на врата Йорга, ведомая любимым народом лидером. Каждый молится за этого сияющего героя, который объединит империю и исцелит ее раны. Все пророчества обещают, что так и произойдет. Все хорошие короли знают, когда преклонить колени перед лицом неизбежности, чтобы сохранить своих людей и свои земли.
Но король Йорг  – плохой король”

Нарушать правила – упоительное занятие для всех, для писателя же взламывать клише и играть с устоявшимися сеттингами – настоящее поле для игр. Во время просмотра бесконечных боевиков категории Б я часто сталкивалась со сценой с заложниками, когда злодей берет в заложники женщину, родственника главного героя или просто попавшегося бедолагу. “Бросай оружие!” – кричали негодяи. Как же мне хотелось, чтобы в ответ прозвучало “Нет”! Йорг Анкрат в ситуации с заложниками не просто сказал бы “Нет”, а выстрелил бы сквозь заложника, чтобы покарать наглеца, пытающегося ему приказывать. Йорг бьет жизнь по яйцам, пуская в расход решительно все, что есть вокруг. Он беспредельщик, рисковый умный подонок, с трудом борющийся с противоположностями внутри себя, но черный юмор, используемый автором и Йоргом, делает его решения притягательными. Мне стыдно, но Йорг Анкрат адски вдохновляет. То, как он попирает законы мира, делая себя все более несчастным, очень красиво. “Нельзя идти против законов мира!” – восклицают мудрецы, а Йорг скидывает их со скалы, показывая, что делать это можно. Вопрос только в расплате. King Jorg is not a good king. Именно самоубийственное желание нарушать традиции и предписания заставляет проникаться к Йоргу болезненной симпатией, но самое важное – он взрослеет, делает выводы, Лоуренс его развивает от абсолютного ублюдка до человека, задающегося вопросами примитивной этики.

 

В первом томе молодой ублюдок Йорг Анкрат был маленьким вертлявым негодяем, совершенно лишенным инстинкта самосохранения и упертым, как ад. Он, словно постмодернистский Гамлет, не может простить отцу союза с убийцами маленького брата и матери, и это полное отсутствие возможности прощать кипятит его кровь. Но если в первом томе он спрашивал заключенного “Ты опасен?” и бросал ему ключи от оков с репликой “Докажи”, чтобы затем уйти с взрослыми убийцами в леса, то во втором Йорг уже в силах. Он еще не мудр, но уже и не совсем подросток. У него есть замок, отряд людей и масса гордости. Когда Йорг вызывет местного лидера, воплощение любой мечты, на честный бой на мечах, а потом совершает то, чего ты абсолютно не ожидаешь, все слова пропадают, остается только вопль. В “Короле терний” Лоуренс играет с пророчествами и наказывает всех, кто достает ими Йорга. Собственно, он делает то, чего многие фанаты fantasy хотели давным-давно. Баланс ярости, ума и неумения смиряться с чем бы то ни было достигает своего пика.

 

Но если бы линия трилогии строилась исключительно на провале ожиданий и сюрпризах, это не могло бы увлечь. Главной изюминкой книг является темный, болезненный романтизм, возникающий из мальчишеской, искренней страсти Йорга к своей дальней родственница Катрине Ап Скоррон, а также из того, что герой изменяется от тома к тому, причем ты можешь проследить его эволюцию, что для таких упертых, максималистичных героев невероятно. Лоуренс оставил и обаяние dark fantasy с простыми конструкциями и поиском ответов, а также добавил мотивы постапокалиптических романов, что стало дополнительной краской. В общем, это дико круто.

Share Button
Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *